Спотовые цены на железорудное сырье на азиатском рынке сократились за ноябрь на 7,4%. Это наихудший результат с июня, когда они понизились на 8%. Однако железорудные котировки в прошедшем месяце ушли на спад с низшего исходного уровня, чем летом, так что в настоящее время они находятся на новом десятилетнем минимуме рядом с отметкой $40 за т CFR Китай. Ослабление мирового рынка железной руды происходит, главным образом, вследствие ожидаемого сокращения спроса на сырье и уменьшения объемов выплавки стали китайскими металлургами, однако этот фактор пока не оказывает положительного воздействия на стоимость проката. Руда и стальная продукция продолжают снижаться в цене в параллельном режиме.

В отличие от железной руды, металлолом в конце ноября — начале декабря сохранял стабильность. Ряд поставщиков отстаивали повышения цен, объявленные во второй половине прошедшего месяца. При этом, в качестве одного из основных доводов в пользу подорожания трейдеры называли ограниченный объем предложения. С наступлением зимы на рынке начинается сезонное сокращение поставок, которое часто приводит к подорожанию сырья на основных рынках. Но в текущем году ситуация, возможно, будет развиваться по-другому. Спрос на лом в настоящее время практически отсутствует, а котировки в текущем месяце вряд ли смогут продолжить движение вверх.

Турецкие металлургические компании активно закупали лом в октябре и начале ноября, благодаря чему стоимость американского и европейского материала HMS № 1&2 (80:20) подскочила до $200 за т CFR. На этой отметке она остается до сих пор, но данные цены имеют исключительно номинальный характер. За последние три недели сделки на этом рынке имели единичный характер. Потребители пока достаточно обеспечены сырьем и имеют возможность приобретать сравнительно недорогие полуфабрикаты.

В то же время, на национальном рынке преобладают тревожные ожидания. Деловая активность в турецкой экономике пошла на спад еще в середине ноября, а теперь многие компании опасаются, что конфликт местных политических лидеров с Россией затянется, что приведет к значительным потерям. Стоимость сортового проката уменьшается внутри страны и возобновила спад при экспорте, так что турецкие мини-заводы, возвращение которых на рынок лома ожидается уже в середине декабря, очевидно, будут настаивать на удешевлении сырья. Впрочем, небольшие партии HMS № 1&2 (80:20) приобретались в конце ноября по ценам, близким к $195 за т CFR, с тенденцией к понижению.

Это, безусловно, тревожит экспортеров металлолома. В России внутренние цены на это сырье постепенно опускаются все ниже. На европейском рынке в ноябре произошла стабилизация, но она может оказаться непрочной. Многие мини-заводы в Италии, Испании и других странах ЕС планируют более длительные новогодние каникулы, чем обычно, да и сейчас уровень загрузки мощностей составляет порядка 50-60%. Поэтому в текущем месяце котировки могут слегка понизиться, хотя ранее большинство поставщиков рассчитывали на пролонгацию ноябрьских цен.

Пока неустойчивой выглядит обстановка и на американском рынке металлолома. С одной стороны, заводы сократили запасы сырья до минимума, а сборы упали вследствие обвала цен в последние месяцы. Однако, с другой стороны, объем выплавки стали в США в конце ноября был почти на 20% меньше, чем в тот же период прошлого года, а средний уровень загрузки мощностей в национальной металлургической отрасли находятся сейчас на самой низкой отметке за последние шесть с половиной лет. Поэтому сталелитейные предприятия, остающиеся на рынке, выступают за удешевление лома в пределах $5-10 за длинную т (1016 кг).

В ноябре американские трейдеры подняли на $10-15 за т котировки при поставках в Азию. Материал HMS № 1&2 (80:20) предлагался на Тайвань более чем по $160 за т CFR, а индикативные цены на лом HMS № 1 для Кореи дошли до $170-175 за т CFR. Подняли стоимость своего материала на аналогичную величину и японские экспортеры, вернув ее на уровень начала октября — порядка $125 за т FOB. Пока что такие цены принимаются только во Вьетнаме, в то время как корейские и тайваньские производители стали, в основном, находятся вне рынка. Учитывая наличие в продаже подешевевшей китайской заготовки, лом в Азии, скорее всего, в ближайшее время снова пойдет вниз.

На оптовом рынке железной руды ситуация складывается просто катастрофически для поставщиков. Котировки на австралийское сырье, содержащее 62% железа, упали, по данным The Steel Index, почти до $40 за т CFR Тянцзин, а на Сингапурской бирже фьючерсы на руду провалились ниже отметки $38 за т. По данным американского инвестиционного банка Goldman Sachs, в 2005 году, когда руда поставлялась по годовым контрактам с постоянной ценой, ее стоимость составляла $38,27 за т, так что нынешние цены не слишком отличаются от этого уровня. Правда, в 2004 году руда стоила уже гораздо дешевле - $22,31 за т.

При этом, рынок не обратил никакого внимания на новые неприятности, постигнувшие австралийскую компанию Roy Hill, в очередной раз вынужденную перенести первую поставку сырья со своего ГОКа, только что введенного в эксплуатацию. По данным прессы, покупатель, в адрес которого должна была отправиться партия руды, неожиданно заартачился и попросил отложить поставку. Впрочем, рано или поздно продукция Roy Hill все равно появится на рынке, усилив наблюдающийся на нем избыток предложения.

По некоторым данным, китайские металлургические компании все-таки сокращают выплавку стали, так что спрос на железную руду будет уменьшаться. В любом случае, они в последнее время снижают объемы закупок сырья из-за нехватки финансовых средств, а запасы руды в китайских портах постепенно увеличиваются. В то же время, ведущие железорудные корпорации не планируют существенного ограничения выпуска.

По мнению Эндрю Макензи, генерального директора австралийской компании BHP Billiton, третьего по величине производителя ЖРС в мире, в долгосрочной перспективе глобальное потребление руды снова пойдет вверх вследствие расширения спроса на стальную продукцию в Индии и странах Юго-Восточной Азии. А пока надо уделять максимальное внимание снижению себестоимости. Как считают эксперты, для BHP Billiton не смертельно падение цен даже до $30 за т CFR Китай.

Конечно, рано или поздно рынок железной руды нащупает дно, но пока трудно сказать, на какой глубине оно окажется, и смогут ли цены потом подняться обратно наверх. Во всяком случае, предположения ряда экспертов о том, что средний уровень спотовых котировок в 2016 году окажется примерно равным $50 за т CFR Китай, сейчас выглядят очень оптимистичными.

Вернуться к списку